print
«Чернобыли» России, протесты и преследования: истории антиядерного сопротивления.
26.04.2020

 

https://echo.msk.ru/blog/vits/2631978-echo/?fbclid=IwAR3Z9esWNeQhUnhCYcM6Zdxg2QoNhXMd7W0GcKDfYTtc3ASi3S3AL19zBtY

 

26 апреля для России не только день памяти Чернобыльской трагедии, но и повод вспомнить о значительном количестве проблем атомной энергетики, существующих сегодня по всей России. В течение всей недели мы рассказывали о таких проблемах, людях страдающих от «мирного атома», экоактивистах, борющихся с проблемам, и преследованиях, которому активисты подвергаются. Сегодня я собрал самые острые моменты историй вместе. 

 

О том, что последствия Чернобыля заметны до сих пор, ликвидаторы и пострадавшие оставлены государством без адекватной поддержки, а проблемы не решаются, мы говорим каждый год. Чернобыль продолжается. А когда случается очередная авария на атомном объекте, мы убеждаемся, что ничего не изменилось. Росатом является наследником советского атомпрома, несмотря на все попытки откреститься от него. Закрытость и непрозрачность остаются проблемой Росатома до сих пор, и это мы видим на недавних примерах с рутениевым скандалом и взрывом в Нёноксе Архангельской области. 

70% российских реакторов смело можно назвать старыми - они разработаны в семидесятые годы, и были рассчитаны на 30 лет работы. Срок эксплуатации старых реакторов продлевается, иногда в два раза. Стратегия Росатома дополняется ещё и опасным увеличением их тепловой мощности. Ростехнадзор выдаёт лицензии на продление уже без экоэкспертизы и общественных слушаний, как это было раньше.

Особенно беспокоят реакторы РБМК - такие же, как на Чернобыльской АЭС. Все реакторы на Ленинградской, Смоленской и Курской атомных станциях до сих пор работают в режиме продлённого ресурса. Другие советские реакторы - ВВЭР - тоже имеют конструктивные недостатки, они также не имеют защитной оболочки, предназначенной для удержания радиоактивности в случае тяжёлых аварий и защите от внешних воздействий, например, падения современного самолёта.

В Мурманской области экологические организации выступают против продления старых реакторов Кольской АЭС уже много лет. Участвовали в общественных слушаниях, обращались в прокуратуру и получали поддержку, обращались к губернатору с требованием закрыть КАЭС, проводили многочисленные уличные акции протеста.

В результате закрыли не старые реакторы, а организации. Одна из них - Кольский экоцентр - был внесён в реестр иноагентов, прошёл через  два суда и в итоге был оштрафована на  150 000 рублей. В 2018 году организация, работавшая с 1992 года, была ликвидирована как юрлицо, но продолжает деятельность как общественное движение.  Другая организация - «Природа и Молодёжь», - видя расправы над НКО, приняла решение ликвидироваться самостоятельно, но продолжить работу как инициативная группа.

В Курганской области жители выступают против освоения уранового месторождения «Добровольное», опасаясь экологической катастрофы. Государственная экологическая экспертиза летом 2019 года выявила несоответствие материалов обоснования лицензии экологическим требованиям российского законодательства. Однако «Далур», дочернюю компанюя госкорпорации «Ростатом», это не остановило. 

Специалисты считают, что уран методом СПВ (скважинное подземное выщелачивание) можно добывать только в скальных или обломочных породах. А месторождение «Добровольное» расположено в пойме на водосборе, то есть вся вода, которая течет в Тобол, будет проходить через водоносный горизонт, вымывать радиоактивные и токсичные соединения и все это будет попадать в воду, колодцы.

Курганские активисты с 2017 года протестуют против разработки нового месторождения.  Несколько раз они пытались провести народный референдум в районе и требовали независимой экологической экспертизы, однако получали только отказы от местных властей. 

Граждане пишут письма в различные инстанции, проводят акции протеста. Алексей Шварц, молодой физик и лидер антиурановой кампании, снимает видеоролики, где рассказывает об опасности добычи урана. 

Антиурановые активисты подвергаются преследованиям, в прессе появляются заказные статьи, лидеры протеста получали угрозы. Активисты традиционно обвиняются в попытке «развалить оборонную силу России». 

В феврале 2018 года умерла Наталия  Шулятьева, супруга активиста Андрея Шулятьева, мать троих детей. Она впала в кому после того, как узнала о судебном иске Далура к ее супругу. По мнению АО «Далур», Андрей своими действиями подрывал имидж предприятия. После смерти женщины иск был отозван.

В марте 2019 г. УФСБ по Курганской области возбудило уголовное дело по ч. 1 и ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма с использованием интернета) против местной экоактивистки Любови Кудряшовой. Кудряшова связывает преследование с деятельностью в «Фонде общественного контроля за состоянием окружающей среды и благополучием населения», который она возглавила еще в 2017 году. Фонд неоднократно публиковал информацию о том, какой вред экологии Курганской области могут нанести работы «Далур».

В Челябинской области производственное объединение «Маяк» - одно из самых больных мест российской (а когда-то советской) атомной промышленности, занимающееся переработкой ядерных отходов. Все поклонники атомной энергетики должны познакомиться с ее изнанкой - чудовищным радиационным загрязнением.

При переработке 1 тонны ОЯТ образуется до 150-200 тонн жидких радиоактивных отходов, часть которых сливается в водоемы, а часть подлежит практически вечному хранению во временных хранилищах (официальная версия - до строительства постоянного хранилища).

Две самые известные проблемы «Маяка» привели к неисчислимому ущербу для окружающей среды и населения за все время существования предприятия. Во-первых, это сбросы радиоактивных отходов в реку Теча. Официально признано наличие сбросов 1949 по 2004 год.

По имеющимся данным сбросы продолжаются до сих пор. С реки было эвакуировано и разрушено 35 деревень, последняя из которых село Муслюмово (частично) в 2005 - 2010 годах. Во-вторых, это взрыв 1957 года на «Маяке», или Кыштымская трагедия - наиболее секретная и неизвестная в истории аварий на ядерных предприятиях в XX веке.

Одно из первых общественных объединений, поднявших проблему радиационного загрязнения Уральского региона  «Движение за ядерную безопасность»  было образовано в 1989 году. За время своего существования движение проводило просветительскую деятельность занималось социальной защитой пострадавшего населения. По проблемам «Маяка» были опубликованы десятки аналитических материалов. 

На Движение было организовано беспрецедентное давление и преследование его лидера Наталью Миронову, которая была вынуждена в 2013 году эмигрировать в США. 

 

 

 

Tel. +373 22 232247
Fax +373 22 232247
Copyright © 2024 "I.P. UIPM". Toate Drepturile Rezervate